Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

 

 

Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».
Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может это и есть счастье.
Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами должен обладать для этого человек?

 Вопрос не такой сложный, и методом мозгового штурма ответы на него находятся за несколько минут. В разных аудиториях перечень этих качеств оказывается  примерно одинаковым. Здесь мы рассмотрим несколько из них, о которых вспоминают чаще всего.

•    Коммуникабельность
•    Работоспособность
•    Умение принимать решения и делать выбор
•    Ответственность
•    Умение и желание учиться
•    Творчество или креативность
•    Терпимость
•    Не бояться рисковать, не бояться сделать ошибку
•    Лидерские навыки, организаторские способности


Учитывая, что личность человека процентов на 90 формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующим.
Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию именно этих качеств.

Итак.

Коммуникабельность.
С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта.
Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:
- я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей
- я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.
Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики - как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать пока материал освободится. И эти  же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права  внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите, и следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет. А разновозрастная группа дает возможность научиться общаться  с разными детьми и получить важный опыт: как это -  быть маленьким и слабым и при этом хорошо себя чувствовать, и как это  - быть большим, знающим  и сильным, и как этим пользоваться так, чтобы не навредить окружающим.
Позитивное отношение к миру. Это возможно основное, что дает ребенку Монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где Монтессори-педагогика развита очень сильно и количество Монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у Монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне,  на всю жизнь.  То есть они считают, что мир хорош, и ему доверяют. В Монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка:  это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции,  сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и с тем, кто тебе нравится. Более детально эти факторы рассмотрены в статье «Монтессори-группа, как психотерапевтическая среда».

Целеустремленность.  Когда родители говорят, что их ребенок не целеустремленный, часто они забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к собственной цели. Современный ребенок с самого рождения живет в таких условиях, когда стремление к собственной цели чаще всего наказывается. Нельзя совать пальцы в розетку, нельзя лезть в мамину косметичку, нельзя собирать пробки и окурки, нельзя засовывать денежки в дисковод и т.д. И если ребенок с сильной нервной системой все-таки продолжает заниматься интересным для себя и следовать своей цели, и таких обычно называют упертыми или упрямыми, то ребенок со слабой нервной системой сдастся. Станет послушным. И будет выполнять указания родителей, потом учителей, потом начальства. Но о целеустремленности говорить здесь не приходится. Хотя и у него, по крайней мере, одна цель есть – не вступать в противоречия с сильными мира сего. Поэтому зачастую М-группа является единственным местом в жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и работать над ее решением столько, сколько он считает нужным, добиваясь своей цели. Которая, кстати, часто не может быть сформулирована и иногда даже замечена или понята взрослыми.

Работоспособность. Имеет непосредственную связь с целеустремленностью. Тогда, когда мы занимаемся тем, что нам интересно, мы не замечаем времени, нас не страшат препятствия, мы готовы вкладывать в это максимум сил. И при этом мы получаем от этого массу удовольствия.  «Научиться работоспособности», как бы странно ни звучало, можно только получая удовольствие от  работы. Как только работать заставляют, учат не работоспособности, а подчинению.

Умение принимать решения и делать выбор. Новорожденный ребенок очень хорошо умеет принимать решения и делать выбор. Во-первых, он решил жить, и поэтому он будет требовать, чтобы его кормили, раздевали, когда ему жарко, одевали, когда холодно, утешали, когда у него болит животик и, вообще, обращали на него внимание. И что самое интересное, какое-то время его решения и желания уважаются. Многие из современных родителей кормят грудных детей по требованию – тогда и столько, сколько ребенок хочет, ребенок спит и бодрствует тогда и сколько он хочет и даже писает и какает тогда, когда хочет. Но наступает время, когда это счастье заканчивается, и родители   начинают решать за ребенка что, когда и в каком количестве ему есть, когда и где спать, куда и когда писать, а потом, во что играть, чем заниматься, что читать, с кем дружить, где учиться, на ком жениться и т.д. Рассчитывая при этом, что ребенок каким-то чудом научится принимать решения. Мы можем научиться только тому, в чем у нас есть возможность тренироваться. Вы не научитесь ездить на велосипеде, если за вас это будет делать тренер. Ребенок, которого кормят насильно, не знает, что такое голод и не понимает, что вот от  этого  странного неприятного ощущения можно избавиться, съев кусок хлеба, ребенок, которому не дали возможность почувствовать холод не может сам принять решение одеться или раздеться, если за него это не делают взрослые.
Возможность выбирать – вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности – это то, что современному ребенку в  городских условиях под бдительным оком тревожных родителей просто   негде испытать Никакие из популярных ныне  «развивающих занятий» этого не дают, и дать не могут, потому что даже сам вопрос так не ставится. Но все это есть именно в Монтессори-группе, как один из основополагающих принципов системы.

Ответственность.  Ответственность несет тот, кто принимает решения. Генерал несет ответственность за действия, совершаемые его солдатами. Если вы приняли решение отдать ребенка в супершколу, то это вы несете ответственность за его учебу.
Для того, чтобы нести за что-то ответственность, надо иметь возможность  принять решение (см. выше). То есть у ребенка обязательно должен быть опыт установления причинно-следственых связей -  я не хочу одевать сапоги (мое решение)– я выхожу на улицу и мне холодно (моя ответственность). Я ломаю эту машинку (мое решение) и больше этой машинки у меня нет (последствия действий – моя ответственность).  Для того чтобы быть ответственным, нам нужно быть уверенными, что мы вообще хоть что-то можем контролировать. Если решения принимаются не тобой, возникает желание уклониться от ответственности за их выполнение.
Умение и желание учиться. Эти способности, пожалуй, одни из самых  востребованных в современном мире. Оглянитесь вокруг – кто из ваших знакомых работает по специальности, полученной в юности? Хорошо, если 15-20 процентов. А остальные? И причин тут несколько. Первая – учеба в юности, сразу после окончания школы, это чаще всего результат родительских усилий или  борьбы ребенка с ними. Поэтому к тому моменту, когда человек получает возможность принимать самостоятельные решения,  то есть годам к 25, вдруг выясняется, что он не хочет быть юристом, экономистом или педагогом, а наоборот, хочет быть экономистом, педагогом или юристом. А может быть и совсем даже не планировавшимся никем байером или мерчендайзером,  блогером или копирайтером. Даже ворд этих слов не знает и подчеркивает, а профессии, тем не менее, уже существуют.
Наша жизнь благодаря технологическому прогрессу изменяется столь стремительно, что знания и навыки устаревают, еще не будучи усвоенными, а потребности в новых видах деятельности и отмирание старых происходит ежедневно.
Поэтому современному человеку необходимо не обладание энциклопедическими знаниями, а высокая способность усваивать новые знания и навыки и забывать (да-да именно забывать, что гораздо сложнее, чем запоминать) старые  и уже непригодные.

Сохранение ощущения у ребенка, что я могу учиться сам и понимание того, как собственно это можно делать – это наиглавнейшая задача педагога и родителя.
Ребенок начинает учиться еще до рождения, тренируя, например, сосательные движения, засовывая палец в рот. А с момента появления на свет, учебой он занят непрерывно, когда бодрствует – изучая окружающий мир и взаимодействие с ним, а во сне - интенсивно перерабатывая и интегрируя полученный опыт.   Потребность новорожденного в обучении феноменально высока – ему нужно понять, куда он попал, так как от этого напрямую зависит успешность существования в этом мире. И, как и любая  биологически обусловленная потребность, процесс обучения подкрепляется удовольствием от получения новой информации, от понимания, от осознавания причинно-следственных связей, от ощущения собственной успешности в этой деятельности.  Чем младше ребенок, тем потребность в познании выше, и тем лучше работают основные механизмы научения: наблюдение, повторение и эксперимент.
В более старшем возрасте к ним добавляются возможность произвольности - то есть я могу учиться, сознательно ставя перед собой такую задачу, я получаю возможность планировать свою деятельность, я научаюсь терпеть и преодолевать моменты, нежелания и разочарования, я учусь наблюдать, повторять и экспериментировать не только с конкретными объектами, но и абстрактными символами.
К сожалению, есть естественное затухание желания учиться с годами. С биологической точки зрения к моменту половой зрелости «человеческая особь» должна уже обладать достаточным набором знаний о мире, в котором она живет. Поэтому, например, в возрасте от 10 до 12 лет происходит массовое отмирание  в мозгу тех связей между нейронами, которые не используются и, соответственно, не нужны или недостаточно хорошо сформированы.
Для ребенка, обучающегося в современной школе,  оказываются совершенно ненужными навыки исследования, задавания вопросов, любопытства вообще.  Поэтому очень важно не дать естественной потребности в познании угаснуть. Ей нельзя научить,  можно лишь предоставить возможность,   создать такую среду, где ребенок может самостоятельно ставить интересные ему эксперименты. Чем прочнее были нейронные связи, установленные в детстве, тем выше шанс, что они сохранятся и в не очень с этой точки зрения комфортной школьной среде. Именно формированию и упрочнению таких связей и способствует Монтессори-группа.

Творчество или креативность. Часто, когда заходит речь о творчестве в Монтессори-группе, педагоги говорят «Да, у нас есть дополнительные занятия музыкой или рисованием». Иногда добавляют  «..но и в среде дети могут строить такие удивительные конструкции из розовой  башни, штанг и цилиндров!» Это говорит лишь о том, что мы сами часто не до конца осознаем, чем отличается наше восприятие от восприятия мира ребенком. Для нас классическая розовая башня – банальна. Она нам не интересна. Нам бы что-нибудь замутить этакое с асимметрией и блестками. Но для трехлетнего ребенка построение башни – это супертворческий процесс,  процесс осознавания концепции построения сериационного ряда.
Вряд ли многие Монтессори-педагоги задумывались, например, о том, что такие «простые» материалы, как красные штанги, коричневая лестница и розовая башня дают нам в опыте представление о линейной, квадратичной и кубической зависимостях.
Для тех, кто еще помнит что-то из школьной программы. Масса элементов красной лестницы зависит от их длины линейно (1,2,3,4…), масса ступенек коричневой лестницы пропорциональна «толщине», то есть квадрату стороны сечения (1,4,9,16…), а масса кубиков башни – объему, иначе кубу стороны (1,8,27,64…).
Ребенок, просто перенося эти материалы, сортируя их, познает эти зависимости. Пока еще на телесном уровне, когда глаз и рука научаются координировано взаимодействовать и прогнозировать тяжесть каждого следующего элемента до опыта – то есть на глазок. Для ребенка это  очень сложный и черезвычайно творческий процесс, который, в том числе, способствует в дальнейшем уже сознательному пониманию математических зависимостей.

Вообще, Монтессори-материалы обладают огромным потенциалом, зачастую скрытым даже от педагогов. Монтессори-группа – это лаборатория, оборудованная совершенными приборами и установками, позволяющими ребенку каждый день совершать открытия и предоставляющая огромные возможности для творчества.
 

Терпимость. Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы. Мы живем в эпоху, когда мононациональные и монорелигиозные сообщества перестают существовать. Вашим коллегой на работе, соседом по лестничной клетке зятем и даже внуком может оказаться человек, очень сильно отличающийся от вас цветом кожи, разрезом глаз, пищевыми предпочтениями и мировоззрением.
Успехи медицины приводят к тому, что мы становимся все более разнообразными, потому что выживают практически все, а те дети, которые в связи с особенностями здоровья или развития раньше были обречены на изоляцию, интегрируются в общество. И нам надо научиться жить рядом, понимать друг друга, уважать и договариваться.
 В группе, где дети одного возраста и единая воспитательно-образовательная программа у педагога есть необходимость и задача  научить всех одному и тому же. Поэтому любые отличия:  в скорости работы, навыках, эмоциональном контроле и т.п. воспринимаются, как отклонения и патологии. Детям транслируется мысль, что мы все должны делать одно и то же с одинаковым результатом, в одно и то же время, то есть, быть одинаковыми. А тот, кто отличается – изгой.
Монтессори-группа – это место, где обучение терпимости происходит самым естественным образом. Одно из базовых требований к М-группе - разновозрастность, что предполагает разный опыт, возможности, психологические особенности детей. И это обучает пониманию и принятию того, что все люди разные, и это не только нормально, но и хорошо. К тому же, Монтессори-педагогика позволяет эффективно развиваться не только среднестатистическому ребенку, но и детям с особенностями в развитии. И присутствие таких детей в группе является еще одним важным шагом на пути к толерантности.  Когда дети перестают боятся друг друга потому, что они разные,  они научаются понимать, принимать и доверять.

Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку. Если бы мы с самого рождения боялись ошибаться, мы никогда бы не научились ни ходить, ни говорить. В жизни очень многих  школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у каждой задачи всегда есть правильный ответ. И мы, во чтобы то ни стало, должны его найти. Иначе – двойка. Или поражение. В реальности это востребовано только в играх типа «Что, где, когда» и при разгадывании кроссвордов. Но жизнь мало похожа на кроссворд. Она ставит перед нами такие задачи, в которых нет правильных и неправильных ответов. Возможно, в какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в дальнейшем приведут к успеху и наоборот. Монтессори-группа – это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не боясь оценки и, следовательно, ошибки, и оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.

Лидерские навыки. Организаторские способности. У многих родителей, когда  ребенку три-четыре года, возникает ощущение, что он - настоящий лидер. Он все время пытается руководить взрослыми. Однако, для того, чтобы быть лидером, нужно не только желание руководить, но и еще ряд очень важных качеств. И первое – это умение руководить.  Для овладения этим навыком лучше места, чем Монтессори-группа, не придумаешь. Когда ребенок приходит в группу – он самый маленький, он мало знает и умеет, он не знает правил группы, плоховато говорит и еще никогда не видел Монтессори-материалов. И вот проходит несколько лет. Он становится самым старшим. Теперь он – самый компетентный, самый умелый, самый знающий. В нормализованной, долго существующей группе старшие дети – это настоящие педагоги, которые следят за порядком в группе и соблюдением правил, помогают младшим, и даже дают им презентации. Именно поэтому Мария  Монтессори могла работать с группой в 60 человек детей. Они – настоящие лидеры. У них есть многолетний опыт общения с детьми разного возраста, пола и темперамента, опыт совместной групповой работы и решения конфликтов. Конечно, и в таких условиях кто-то воспользуется этой возможностью в большей степени, кто-то в меньшей, но даже самый стеснительный и мало коммуникабельный ребенок ее получит. Любому ребенку очень важно прожить этот опыт. А для современного ребенка из семьи с одним-двумя детьми, при отсутствии дворов и коллективных игр, это просто уникальная возможность. И это очень важно понимать не только педагогам, но и родителям потому, что зачастую родители готовы вести ребенка в разновозрастную группу, где большинство детей старше него иторопятся забрать его оттуда, если он оказывается самым взрослым, лишая его уникальной возможности именно получить навыки лидера.   

Есть еще много других качеств, которые развиваются у ребенка в Монтессори-группе: это умение концентрироваться на поставленной задаче, понимание собственных потребностей и трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и других и, главное, вера в себя и в собственные силы.
Чтению, письму  и счету действительно можно научиться множеством разных способов. И приобретение этих навыков является несомненно очень важной, но далеко не единственной и даже не первоочередной задачей Монтессори-группы, что не мешает впрочем всем Монтессори-детям успешно ими овладевать именно благодаря всему вышеперечисленному.
В современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и позволяет человеку адаптироваться в современном мире и быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не только интеллект в традиционном понимании, который включает в себя в основном математические, логические и вербальные составляющие, но именно эмоциональный интеллект, который и позволит ребенку быть успешным в жизни.
Хотя мне больше нравится слово «счастливый».

 

(c) Баканова Елена, детский и семейный психолог
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.